готика

Смерть, забвение, кролики. Фильмы и сны.

Вчера вечером включила телек, а там шёл американский фильм с Брэдом Питом "Знакомьтесь, Джо Блэк".  Про ангела смерти, который пришёл за мужиком, а в итоге влюбился в его дочку. До финала не дотерпела - затошнило от голливудских шаблонов, примитивных диалогов и приторной сентиментальности.

Но идея Смерти, думающей, чувствующей, принявшей человеческий облик; Смерти, с которой можно поговорить и договориться, слишком пленительна для воображения, чтобы просто нажать кнопку "выкл." и забыть. Подумала, что лучше посмотрю кино на ту же тему, сделанное с бОльшим вкусом. И запустила на ноуте чёрно-белый "Орфей" 1950 года Жана Кокто.


Фильм Кокто на порядок талантливее и уж точно оригинальнее. Потусторонний мир в нём представлен в виде города, лежащего в руинах. Это внешняя форма, а по существу "тот свет" - тоталитарное общество, в котором существование как мёртвых, так и их стражей регламентировано гораздо жёстче, чем на земле. Над всеми обитателями загробного мира, включая ангелов смерти, довлеет некий "орднунг", все обязаны действовать строго по инструкциям и приказам свыше.

Главный персонаж из мира живых - поэт Орфей отличается от простых обывателей разве что сверхъестественной красотой
(его играет Жан Марэ). Он порядочный человек и верный муж, но в сущности ничего выдающегося из себя не представляет. Глядя на экран трудно поверить, что он знаменит благодаря своему таланту. Только его внезапная и самозабвенная влюблённость в красавицу Смерть и погоня за ней изменяют его и делают действительно похожим на Поэта.


Духовно сильных, истинно благородных, наделённых запредельным даром любви героев в фильме двое, и оба не от мира сего. Это Принцесса, она же Смерть, и её шофёр Эртебиз, влюблённый в Эвридику. В финале их обоих уводят под конвоем, чтобы подвергнуть неведомому, но, как дано понять зрителю, страшному наказанию. И это прометеево самопожертвование они совершают лишь ради возвращения на землю своих любимых, лишь ради того, чтобы, как выражается Эртебиз, "вернуть этих двоих в их гнилое болото" - в тихий и уютный застойный мирок обычной жизни.

Орфей и Эвридика просыпаются в супружеской постели, ничего не помня о произошедших с ними сверхъестественных событиях. Обнимаются, ведут какие-то тривиальные и слащавые разговорчики в духе четы Маниловых... Противно было смотреть как поэт, ещё недавно сжимавший в объятиях великолепную испанскую принцессу, гордую, мрачную, страстную, полную тайны, сюсюкает со своей любящей и верной, но такой заурядной и недалёкой жёнушкой-блондинкой...
Вспомнилось цветаевское: "Как живётся вам с стотысячной? Вам, познавшему Лилит?" Но я уж давно знаю ответ на этот вопрос: прекрасно живётся! Удобно и спокойно, гораздо спокойнее и комфортнее, чем с Лилит...




Трудно обвинять Кокто за то, что он следовал правде. Слишком типично это явление - не только в книгах и фильмах, но и в реальной жизни. Герои, выдающиеся, титанические личности часто приносят себя в жертву черни. Сжигают себя, чтобы простым людям жилось светлее и теплее. А между тем простые люди о них и не вспомнят - в лучшем случае...

Финал "Орфея" расстроил.
Делать было нечего, для поднятия настроения пришлось прибегнуть к последнему средству и пересмотреть ПО-НАСТОЯЩЕМУ ХОРОШИЙ фильм с хэппи-эндом - об истинной и фальшивой жизни, потерянной памяти, забытой и обретённой любви.
Ну конечно, это  "Вспомнить всё" 1990 года с Железным Арни в главной роли!
Только после этого я почувствовала себя удовлетворённой, по крайней мере в культурном отношении.

Заснула после своего импровизированного кинофестиваля "Тема смерти и забвения в кино ХХ века" только часов в шесть утра. И мне приснился сон.
Как будто иду я по Воробьёвым горам. Не гуляю, а спешу по делу, потому что на ходу разговариваю с заказчиками по служебному телефону. И вдруг замечаю в куче листьев какое-то движение и что-то рыженькое, похожее на зверюшечью головку. Подошла посмотреть. А там кролик, слава богу, карликовый, декоративный (большого я бы не дотащила). Взяла его на руки, а тут из-под листьев другие полезли - всего штук семь-восемь! Ну всё, думаю, смерть моя пришла! Какая-то сволочь выбросила всех этих кролей, а мне, как всегда, отдуваться! Бросить не могу, а как дотащить? За пазуху больше троих не влезет. И даже если принесу домой, куда их девать, что с ними делать в таком количестве?

Сны хороши тем, что в них, в отличие от реала, при наличии определённых рэндольфкартеровских навыков многое можно менять по своей воле. Не зная, что делать с кучей кроликов, я решила переложить эту заботу на более достойную личность. И поставила вместо себя - в прямом смысле - Большого Арни из "Вспомнить всё".


Он не стал и пытаться разложить зверят по пазухам и карманам, а пулей слетал куда-то и вернулся с большой корзиной, типа кошачьей переноски, но побольше. Все кролики спокойно там поместились. После этого он направился в ближайший полицейский участок, поставил там корзину и потребовал возбудить дело по факту жестокого обращения с животными (подозреваю, что место действия моего сна при этом переместилось в Америку). Пока будет идти расследование, кроликам надлежит оставаться в участке в качестве улики, а затем им будут искать хозяев. Судя по тому, что полицейские обрадовались развлечению и сразу начали тискать, гладить и кормить кроликов, они их, по-видимому, и разберут по домам.
Так благодаря находчивости Шварценеггера мой сон закончился хэппи-эндом, как и его фильм.


Recent Posts from This Journal

(Anonymous)
кролики съе@лись от эль мюрида)