el condor pasa

Поход на Гремячий Ключ

В прошлую субботу совершила с группой товарищей паломничество к святым местам :-)).

Ходили на Гремячий Ключ в Сергиев-Посадском районе Подмосковья.
Про водопад Гремячий Ключ я уже немного писала раньше.
В своё время это был уникальный для средней полосы России природный объект. Мощные струи воды, бьющие из высокого крутого склона, падая, производили шум, как говорят, слышимый за километр и более. Но любоваться красивым зрелищем могли лишь жители ближайшей деревни и редкие, особо любопытные туристы, - место было удалённое, труднодоступное и сильно заболоченное.

Всё изменилось в постсоветское время. Водопадом заинтересовались церковники и решили превратить его в "святое место". Для начала сочинили легенду, связавшую Гремячий Ключ с именем  Сергия Радонежского. Воду, естественно, объявили целебной.
Три наиболее мощные струи заключили в желоба, изменив направление их движения; установили деревянные настилы для удобного подхода к склону, построили первую часовню - и пошло-поехало...

Почти уверена, что это был самозахват, и законного разрешения на строительство не имелось, по крайней мере вначале. Но, сами, понимаете, - церковь у нас святое)))
Так или иначе, за несколько лет водопад и местность вокруг него изменились до неузнаваемости. Гремячий Ключ, как и было задумано, превратился в широко известный паломнический центр, этакий Лурд регионального масштаба.
Правда, ближайшая автобусная остановка по-прежнему находится в пяти километрах, и асфальтированной дороги поблизости всё ещё нет, но теперь это лишь вопрос времени! Автомобилисты с канистрами для воды в багажниках, невзирая на плохие дороги, круглый год едут к "источнику Сергия Радонежского". Самые же упоротые охотники до святой водицы идут пешком - они-то и есть истинные паломники)).

Указатель на Ярославском шоссе гласит на русском и английском: "Источник преподобного Сергия Радонежского - 15 км". Название Гремячий Ключ даже не упомянуто.

Вместо дождя, обещанного синоптиками на19 ноября, на маршруте нас встретила классическая русская зима. Иногда хотелось протереть глаза и свериться с календарём - действительно ли на дворе середина ноября, а не января.

Впрочем, дождь мы тоже сразу увидели. Но не водяной, а ледяной...

Очень красиво, но вредно для деревьев. Под тяжестью льда ветви часто обламываются.

Время от времени в лесу поднимался громкий и какой-то зловещий гул. Казалось, к нам приближается смерч или начинается ураган.
Но это были всего лишь обычные порывы ветра, которые заставляли обледеневшие ветви с громким стуком ударяться друг о друга. От ударов лёд крошился, сверху на наши головы сыпались его куски, иногда довольно крупные. И всё же  мы были рады, что деревья освобождаются от тяжести.

На пути попалась запруда, где живут бобры. В Сергиев-Посадском районе они встречаются нередко. Похоже, через эту полынью зверьки выбираются наружу.

Тропинка, протоптанная бобрами (внизу снимка), заканчивается уже через несколько метров среди ивовых зарослей и уходит под дамбу.

Какое-то время наш путь лежал вдоль берега Торбеева озера - большого искусственного водоёма, сооружённого с помощью дамбы. Озеро успело замёрзнуть, но не целиком. Среди льда извивалась "река", у неё даже было заметно течение...

Несмотря на более чем сомнительную крепость льда, десятки рыбаков уже расселись посреди озера с удочками. Отчаянные люди!

В прошлом году, в начале сентября я уже ходила на Гремячий Ключ с одной хорошей девочкой из Ярославля, но по гораздо более простому и короткому маршруту.

Шли пешком от Ярославского шоссе грунтовыми дорогами. Дороги эти поразили моё воображение - нигде прежде я не видела таких ужасных ям, таких глубоких луж и такого количества жидкой грязи при сухой и тёплой погоде.

Уже тогда я обратила внимание на особенности ландшафта, не характерные для Подмосковья.
Во-первых, это холмистый пейзаж со множеством крутых подъёмов и спусков. Напоминает скорее предгорья, чем равнину.
Во-вторых, земля здесь почему-то всегда пропитана влагой как губка, даже в засуху. И ладно, вода собиралась бы в низинах, - это было бы понятно. Так нет, даже на вершине высокого холма зачастую достаточно отойти на несколько шагов от дороги, чтобы оказаться в болоте...

В конце осени - начале зимы местная почва проявляет особенное коварство. Ты идёшь по полю или по лесу, по нормальной вроде бы дороге или тропинке, покрытой снегом; иногда она даже кажется хорошо утоптанной. Однако в самый неожиданный момент вдруг раздаётся треск - и твоя нога по щиколотку, а то и по колено проваливается в промоину...

Одного или двоих товарищей в наиболее адекватной обуви всё время приходилось отправлять вперёд, на разведку.

Особой приметой этого дня был туман...

Видимость - не более нескольких десятков метров.

Снег превратился в твёрдый наст, под которым с трудом приходилось нащупывать дорогу. В густом тумане обычное поле, отделяющее посёлок от леса, казалось бескрайней тундрой.

Снимок ниже почему-то вызывает у меня отчётливые ассоциации с экспедицией Роберта Скотта к Южному полюсу...

К середине дня более или менее развиднелось. В два часа решено было сделать привал с костром и приготовлением горячего обеда.
Я так и не поняла, зачем в однодневном походе нужно тратить на это время, тем более, когда у всех есть термосы с горячим чаем и готовая к употреблению снедь, и почему похлебать борща нельзя дома вечером. Но, видимо, большинство народа просто устало от быстрой многочасовой ходьбы.
Мужчины, поплевав на ладони, свалили и разделали на поленья сухую ель; дамы порубили овощи для супа и салата, хлеб и и сало на закуску, открыли мясные консервы - всё это с пугающей быстротой. Не прошло, по-моему, и получаса с момента остановки, как  супчик уже разлили по тарелкам.

Всё в дыму...
От костра шёл такой жар, что все замёрзшие быстро согрелись, а после нескольких глотков бренди компанию окончательно разморило. В итоге у огня просидели около двух часов, и снова тронулись в путь, когда уже смеркалось. По расчётам караван-баши, до цели оставалось километров пять, не более.
Идти нужно было вдоль реки Вондиги, а затем перейти её по мостику или ниже по течению, по бобровой плотине.

Вондига

Но человек предполагает, а бог располагает. Мостика, обозначенного на карте, на месте не оказалось, бобровой плотины - тоже. Оставалось только идти и идти вдоль берега, помня о главном правиле заблудившихся путешественников, - рано или поздно река выведет к какому-нибудь населённому пункту.
Через час-полтора наступила полная темнота, а мы всё шли, шли и шли...

Кругом был всё тот же глухой лес, и мы уже начали - как бы в шутку - прикидывать перспективы вынужденной ночёвки: топор есть, спички есть, продукты есть, спиртное есть, воды - залейся... живы будем, не помрём)) Но тут подал голос наш авангард: "Эй, сюда! Тут что-то типа переправы!"

Это и в самом деле была не переправа, а "что-то типа" - несколько толстых веток, брошенных в воду и не достигающих противоположного берега. Однако деваться было некуда. Помогая друг другу, мы кое-как перешли реку, хотя у некоторых из нас после этого и хлюпало в ботинках.

На другом берегу Вондиги лес закончился, и мы очутились в тёмном и пустом поле. С маршрута давно сбились, куда и сколько ещё идти представляли весьма приблизительно.
Но не зря говорят: кто сам себе помогает, тому и бог помогает.
Неожиданно с левой стороны поля из темноты понеслись громкие мелодичные звуки. Это звонили колокола! Сам господь указывал путь усталым паломникам)).
В приподнятом настроении мы направились прямо на звон, а колокола всё пели и пели...

Буквально через пять минут мы вышли на широкую наезженную дорогу, без надоевших водно-ледяных ловушек, и стали подниматься в гору.

Совсем скоро перед нами возникло вот это небольшое здание - крайнее в комплексе строений, возведённых предприимчивыми батюшками вокруг Гремячего Ключа. Мы были на месте!

"Версаль! Как есть Версаль!" - то и дело восклицала я, спускаясь в долину по деревянной лестнице и посматривая по сторонам. В туманной темноте мало что было видно (ещё меньше получилось на фотографиях), однако не подлежало сомнению, что со времени моего предыдущего посещения строительство и благоустройство Гремячего Ключа сильно продвинулись вперёд.

Длинная-предлинная деревянная лестница ведёт с холма в долину Вондиги. Вокруг лестницы разбили парк с хвойными деревьями, всюду поставили фонари. Летом к декоративным деревьям и кустарникам наверняка добавятся цветники и клумбы. Появилось много новых деревянных домов, думаю, не только культового назначения.

Теперь тут есть даже святая столовка))

К сожалению, в связи с поздним часом, она уже не работала((

Вдалеке смутно виднелся силуэт огромного недостроенного здания - говорят, там будет новый каменный храм, в дополнение к уже построенным часовням и деревянной церкви...
Вероятно, рядом с Ключом вскоре появится, если уже не появилась, гостиница для паломников. А там и дорогу хорошую проложат, по которой поедут не только машины, но и экскурсионные автобусы. Вот тогда здесь точно будет не протолкнуться...((
Но теперь, ноябрьским вечером, в полной темноте мы оказались почти единственными людьми на Гремячем.

Встретили только пару охранников да двух молодых ребят из Москвы с горными велосипедами, в шлемах. Отчаянные парни много часов гнали свои велики на шипованной резине по козьим тропам ради нескольких литров воды и спортивного интереса!

А вот и знаменитая купель, постоянно наполняемая ключами.

Температура воды всегда одинакова, 4 градуса. Но, несомненно, есть большая разница - окунаться в эту благодать в тёплый день, при свете яркого солнца (в прошлом году в сентябре мы со спутницей здесь купались) или в ноябрьскую ночь, по-зимнему холодную... И ведь надо ещё пробежать по снегу из раздевалки и обратно!
Тем не менее, нашлись в нашей компании две отчаянных головушки, обе женские.
К сожалению, заснять кульминационный момент похода не удалось, ни на камеру одной из героинь, ни на чью-либо ещё.
Слишком уж быстро всё происходит в этой чудотворной купели! Стоит какой-либо пассионарной личности сигануть вниз и оказаться по шею в обжигающей святости, как она вылетает обратно быстрее, чем пробка из бутылки шампанского.
Удалось ухватить лишь одно мгновение "до" и одно мгновение "после":

Стою у купели, терзаемая завистью.

Я знала, что если бы сумела пересилить себя и вытерпеть несколько секунд лютого холода, то, одевшись и согревшись, была бы вознаграждена несколькими часами эйфории - словно хорошего марафета понюхала)).
Да-да, именно ради этих ощущений народ и ныряет во все эти ледяные купели и проруби!
Но раздеваться на морозе, а после окунания влезать в мокрые носки и резиновые сапоги показалось мне невыносимым...

Ну, хоть ключевой водички набрала, поднявшись к вершине горы по крутой деревянной лестнице.

У каждой из трёх струй есть своё название: Вера, Надежда, Любовь. Я бы предпочла приобщиться к матери их, Мудрости, но её на Гремячем Ключе нет.
До Веры и Надежды нельзя было дотянуться, не замочив ног, пришлось ограничиться парой литров Любви.

Спуск вниз, к купели. А потом снова вверх и в обратный путь. Программа похода выполнена!

От  Гремячего Ключа до вокзала в Сергиевом Посаде мы добирались как-то странно. До автобусной остановки на Ярославском шоссе идти пешком не более часа. Мы шли гораздо дольше, и в итоге вышли на какую-то захолустную дорогу, где ходит единственная маршрутка один раз в час. На наше счастье, водитель не придерживался расписания, и ждать пришлось всего десять минут. Это было наше последнее маленькое приключение).

Моё последнее фото на обратном пути: на ночной дороге с фонариком.

В общей сложности мы прошли в этот день 24,7 км в быстром темпе, по сильно пересечённой местности, в отдельных местах по бездорожью. Довольно приличная физическая нагрузка, me parece.

Дома моя кошка Роха Бланка (Рохля Бланка в русифицированном варианте) долго ходила вокруг бутылок, привезённых с Гремячего. Приглядывалась, принюхивалась. Добиться внятного ответа, что именно её напрягает, - святость воды или, наоборот, сомнения в святости, мне от кошки так и не удалось.

На вкус вода была необычна - какая-то уж слишком мягкая. Это тем более странно, что ключи вытекают из известняковой горы. Впрочем, разбираться долго не пришлось - воду, какова бы ни была степень её жёсткости, мягкости или святости, выпили в тот же день.

Закончить отчёт следовало бы словами: "несмотря на сильную усталость от похода, наутро я встала свежая как огурчик и прекрасно чувствовала себя всю рабочую неделю".
Именно так у меня всегда и бывает, но не в этот раз.
После похода меня сразила жестокая инфлюэнца, и несколько дней я провалялась в постели.
Наверное, надо было прыгать в купель - клин клином вышибают))
(Anonymous)
Жалко, что не заночевали в лесу) Утром сфоткали бы нормально какой там"Версаль", а так приходится верить на слово
Кому сильно интересно, может лично съездить и всё осмотреть в дневное время.